19 апреля 2017 г.

"Бабушка Федора в гостях у детей" (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Бабушка Федора в гостях у детей»
(по лексической теме «Посуда»)

Программное содержание:
Систематизировать представления детей о посуде и её характерных признаках. Развивать умения группировать предметы рукотворного мира по существенным признакам; внимание, мышление, память, воображение. Закрепить умения составлять рассказ о посуде с использованием мнемотаблицы; связно, чётко, логично, последовательно высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства, чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин», отгадывание и разучивание загадок о посуде; организация в группе тематической мини - выставки «Моя любимая чашка для чая» ( составление описательного рассказа ); игры: «Что в чем?» «Четвертый лишний» и др.

Оборудование:
конверт с заданиями; кукла Бабушка Федора; картинки с изображениями предметов посуды; посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница, салфетница, чайная ложка; мнемодорожки на каждого ребенка; картинка «Какая посуда спряталась»; три картины для игры «Что разбилось?»;
корзина с угощением; подносы пластмассовые; мяч.










ВЫСТАВКА "МОЯ ЛЮБИМАЯ КРУЖКА ДЛЯ ЧАЯ"






Ход занятия
Организационный момент
Доброе утро! Птицы запели,
Льются весёлые звонкие трели. Солнце взошло и идёт по делам «Доброе утро!», - говорю дети я вам.

В:Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришло к нам! Давайте поздороваемся с ними!
Дети: здравствуйте!
Сообщение темы занятия
Дети хором повторяют правила поведения на занятии.
Внимательно слушай!
Другим не мешай!
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай!
Посмотрите, ребята, нам в группу письмо пришло. Интересно, от кого оно? (разглядывает) да ведь это письмо от Бабушки Федоры.
В: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?
Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».
В: Ребята, вы помните, что случилось с Федорой?
Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.
Воспитатель читает письмо:
«Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да и не смогла найти. Ребята, помогите мне вернуть мою сбежавшую посуду. Для этого вам надо выполнить задания. Я сама не смогу, я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу с заданиями справиться».
В: Что же делать? Ребята, поможем Федоре?
Д: Да, поможем.
  1. Д/и задание «Угадай, какая посуда спряталась»? Приложение №1
(Воспитатель вывешивает на доске плакат и приглашает детей): Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы спрятались?
В: Молодцы! Какие вы внимательные! Нашли и назвали все предметы. Как назвать эти предметы одним словом?
(Ты не сядешь за обед,
Если в доме меня нет.) Посуда.
В.: Для чего человеку нужна посуда? (Для еды, питья, хранения продуктов, приготовления пищи).
Какая посуда есть у вас дома?
Где она храниться?
Как нужно обращаться с посудой? Почему?
Какая посуда может легко разбиться?
Как нужно ее мыть?
Что используют чтобы посуда была чистой? (Щетку и губку для посуды, специальную жидкость).
В.: Из какого материала делают посуду?(Из стекла, дерева, глины, металла, фарфора, пластмассы, стали, хрусталя, алюминия. НАПРИМЕР:
Хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,
Стакан из стекла - … (стеклянный)
Ваза из хрусталя - … (хрустальная)
Ложка из дерева - … (деревянная)
Нож из стали - … (стальной)
Вилка из метала - … (металлическая)
Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)
Кувшин из глины - … (глиняный)
Чашка из фарфора – … (фарфоровая)
В.: С первым заданием справились. А сейчас второе задание:
  1. Составь предложение по мнемодорожке Приложение №2
- От Федоры убежала красная кружка - От Федоры убежала черная сковорода
- От Федоры убежала синяя кастрюля
- От Федоры убежала желтая глубокая тарелка
- От Федоры убежала белая ложка
3. «Не ошибись»
В.: Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком «к» или «к*», хлопните в ладоши. Будьте внимательны: тарелка, салфетница, кружка, ложка, вилка, чайник, кастрюля, стакан, кувшин, графин, сахарница, блюдо, нож, и.т.д.
В.: Давайте немного поиграем:
Физкультминутка (проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения).
Вот большой стеклянный чайник,
(Дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(Приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
(Делают большой круг руками перед собой)
Н. Нищева
  1. Игра «Что разбилось?» Приложение №3(пазл «Кувшин», пазл «Ваза)
Поделить детей на 2 команды: Бабушка Федора переставляла и кое-что разбила. А что же она разбила? Вы узнаете, когда соберете ее по частям.
В: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.
  1. Игра «Где живут продукты?» (картинки продуктов)
В.: У каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.
Сахар живет в… (сахарнице). Соль живет в… (солонке).
Сухари живут в… (сухарнице). Масло живет в… (масленке).
Перец живет в… (перечнице). Чай живет в… (чайнике).
Кофе живет в…. (кофейнике). Селедка живет в…( селедочнице).
Конфеты живут в… (конфетнице). Салат живет в…(салатнице).
  1. Игра «Разложи по полкам» Приложение №4(подносы 3 шт.)
В.: Ребята, я предлагаю вам разложить картинки с изображением различной посуды по трём подносам: чайная, кухонная, столовая.
Разминка:
Мы посуду моем, моем
Мы посуду трем, трем
Мы посуду всю поставим
По подносам разберем.
- кухонная_____- Как называется посуда, которой пользуются на кухне, чтобы сварить первые, вторые и третьи блюда? кУхонные запахи, за кУхонным столом, в кУхонном комбайне, кУхонная утварь, кУхонное окно и так далее.
- столовая_____- Как называется посуда, которой сервируют стол к завтраку, обеду и ужину?
- чайная______- Как можно назвать посуду для чая?
В: Вот обрадуется Федора, теперь у нее будет порядок, всё расставили на свои места.
  1. Игра «Скажи правильно»
В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч. (Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать глагол):
В кастрюле…(варят),
На сковороде…(жарят),
Из чашки…(пьют), Из тарелки…(едят),
Ножом…(режут), Из чайника…(наливают), В маслёнку…(кладут), В сахарницу…(насыпают).
  1. Составление описательного рассказа «Я нашёл для Федоры….» Приложение №5
В.: Посмотрите, ребята, а вот и сбежавшая посуда, спряталась от Федоры на пенёчках. Давайте каждый из вас возьмет любую картинку и расскажет бабушке Федоре про нее так, чтобы она смогла по описанию узнать свою посуду. Помогать вам в этом будут картинки –подсказки.
Повторение плана детьми
1. НАЗВАНИЕ
2. ВИД ПОСУДЫ (Классификация предметов посуды: чайная, кофейная, столовая, кухонная, одноразовая)
3. ЦВЕТ
4. ФОРМА
5. МАТЕРИАЛ
6.РАЗМЕР, ВЕЛИЧИНА
7.ЧАСТИ ПОСУДЫ
8.ДЕЙСТВИЯ, которые мы с этим предметом производим, или для чего она нужна человеку.
В: Рассказ должен быть чётким, без пауз. Предложения должны быть длинными с красивыми словами. Нужно следить за звуками.
Примерный рассказ «Сковорода»
«Я нашёл для Федоры…. сковороду. Сковорода — кухонная посуда. Она коричневого цвета, круглой формы. Сделана из металла (металлическая). Эта сковорода среднего размера. У сковороды есть: ручка, толстое дно, загнутые края. Сковорода нужна для того, чтобы жарить блинчики…»
Рассказы детей. Анализ.
В: Ну, что, ребята, мы выполнили все задания. Посуда давно вернулась к бабушке Федоре!
СТУК в дверь (Удивленно). Кто- то к нам ребята пришёл. Да это же сама бабушка Федора.
Федора: Здравствуйте ребята, спасибо огромное за помощь! Выручили меня!
В: (к Федоре) Дети наши постарались, но ты обещай, что будешь содержать посуду в чистоте.
Федора: (Рассматривая выставку), Ох! Сколько же у вас здесь красивых чашечек для чая. И какие они все чистенькие…
В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.
Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась. Если вы будите бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет? Подбор слов-признаков. (будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).
В: Ну, что, Федора даешь обещание?
Федора: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!
Дети: Ну, Федора
Так и быть Рады мы Тебя простить!
В: А еще, Федора, ребята стихи для тебя выучили.
Ты знаешь, какая бывает посуда? И как без нее нам приходится худо? Попробуй поесть без тарелки и ложки Без миски никак не накормишь и кошки. Кофейники, чайники, чашки, стаканы О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи. Всегда всю посуду в порядке держи!

А я приготовила для вас угощение к чаю. (Достает корзинку).
Дети: Спасибо за приглашение, Федорушка.
Итог занятия.
- Ребята, где мы сегодня побывали, с кем встретились? Для чего нужна посуда? (Посуда нужна для того, чтобы из нее есть и пить, хранить в ней продукты, готовить, есть с ее помощью).
Но вот и пришла пора прощаться. Мы благодарны всем гостям, Что вы пришли сегодня к нам.
Список литературы:
  1. Пособие по развитию лексико – грамматического строя речи у детей 4 – 6 лет. В 3 – х ч., ч.1, 4 – изд. – Мозырь: ОООПД «Белый Ветер», 2009, - 124 с.
  2. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика=…:Пособие по развитию лексико –грамматического строя речи у детей 4-6 лет: в 3 ч. Ч.2.-Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004.- 99.
  3. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Н.С.Старжинская, Д.Н.Дубинина. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012.
  4. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина, 2009.- 280 с.
  5. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина, 20010.- 220 с.
  6. Учебная программа дошкольного образования.- Минск: НИО, 2012.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.