22 ноября 2019 г.

«Книга – это интересно!»

Конспект занятия по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Тема: «Книга – это интересно!»






























Коротышки, носят шапки и штанишки

ВЫСТАВКА "ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КНИГИ"




Программные задачи: обогащать представления детей о разнообразии книг, их значении в жизни человека, и использовании в собственной практической деятельности;
развивать связную речь детей, побуждая их к рассуждениям, объяснениям, активизировать в речи названия этапов изготовления книги и профессий людей.
формировать умения детей самостоятельно составлять описательный рассказ о книгах с опорой на наглядную схему.
воспитывать у детей бережное отношение к книге; стимулировать интерес к книгам, чтению.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, книги разные по толщине, размерам, картинки с изображением полок для книг, мяч, герой Незнайка, подносы с разрезными картинками этапов изготовления книги.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Незнайка и его друзья», работа с мнемотаблицами, рассматривание слайдов с изображением истории создания книг.
Методы и приёмы:
игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный (просмотр слайдов).
Тип занятия – закрепляющий.
Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ИКТ-технологии.

Ход занятия
I этап - вводный (организационный)
Организационное упражнение «Улыбка» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Для начала встанем в круг.
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
Сюрпризный момент «Появление печального Незнайки с книгой в руке» (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный? Незнайка: Посмотрите, моя книжка рассыпалась, да и надоела мне она. Прочитал всю от корки до корки.
Воспитатель: -Незнайка, как же так могло произойти, что твоя книжка рассыпалась? Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?
Незнайка: - Не знаю я, как с книжкой надо обращаться. Может, вы расскажете мне?

II этап – основной
Проблемная ситуация «Что любит книга?» (фронтальная форма работы). Дидактическая игра «Да—нет»
Цель: закрепление представлений о правилах обращения с книгой.
Дети вспоминают, как обращаться с книгой. Делают выводы и умозаключения, почему у Незнайки такая потрепанная книга и предлагают свои варианты решения проблемной ситуации.
Дидактическая игра «Да—нет»
- Обложку? - Да.
- Грязные руки? - Нет.
- Закладку? - Да.
- Дождик и снег? - Нет.
- Бережное отношение? - Да.
- Невырванные страницы? - Да.
- Жирные пятна? - Нет.
- Чистые руки? - Да.
- Валяться на полу? - Нет.
-Рваться? - Нет.
- Жить на книжной полке? - Да.
-Любознательных читателей? - Да.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, как нужно правильно обращаться с книгой.
Дети: Чтобы книги стали настоящими нашими друзьями, надо с ними бережно обращаться

Воспитатель берет у Незнайки книгу и просматривает ее. - Незнайка, у тебя замечательная книга: в ней есть и стихи для детей, и игры, и чистоговорки.
Проблемная ситуация «Какие бывают книги?» (фронтальная форма работы)
Цель: активизация мыслительной активности, словаря воспитанников.
Дидактическое упражнение «Подбери слово!»
Воспитатель: -А как вы думаете, ребята, какие бывают книги?
Дети: -Книги бывают разные, новые, красивые, большие, маленькие, интересные, сказочные, красочные, говорящие, электронные, толстые, тонкие, с картинками и без них, со сказками и стихами, книги – учебники, книги – словари, книги – энциклопедии и т.д.
 Воспитатель: - Правильно, ребята! Но для нас важно не только то, красивые это книги или нет, толстые они или тонкие, а то, о чем они рассказывают, их содержание.
Подвижная игра «Коротышки»
 Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Незнайка играет с детьми. (включается видеозапись)

Дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» (подгрупповая форма работы)
Цель: развитие связной речи воспитанников, закрепление последовательности этапов изготовления книги, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Воспитатель: Рассмотрите картинки. Расскажите что на них изображено.  Разложите картинки по порядку: как изготовили книгу от начала до конца.  Расскажите, что делают сначала что потом. Как много людей трудится над изготовлением книги! Кто эти люди?
Дети: Разные мастера специалисты переплетчик художник автор редактор наборщик.
Игровая ситуация «Ты - моя частичка» (фронтальная форма работы с мячом)
Цель: систематизировать представление детей о частях книги, развитие связной речи детей, творческого мышления, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности
Воспитатель: -Я начну, а вы продолжите (назовите слова, обозначающие без чего или кого не может быть книги). Я – книга, а ты моя частичка. Ты кто?
Дети называют: обложка, страница, корешок, название, автор, оглавление, иллюстрации, переплет, нити, лист, закладка, текст, продавец, читатель, библиотека и т.д.
III этап. Окончание занятия
Игровая ситуация с использованием метода наглядного моделирования «Сообщение для Незнайки» (фронтальная форма работы, индивидуальная)
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников
Составление описательного рассказа о книге с опорой на наглядную модель (по А. Грановой)
Дети (примерный вариант рассказа):
1. Я хочу рассказать о книге.
2. Книги бывают разные по толщине (толстые и тонкие), по размеру (большие и маленькие), форме (квадратные, прямоугольные, полукруглые,).
3. Есть книги с картинками, а есть - без картинок.
4. У каждой книги есть обложка, титульный лист, корешок, страницы.
5. Книги бывают разными по содержанию: сказки, рассказы, стихи, учебники, словари.
6. Я очень люблю книги и берегу их.
Воспитатель - Молодцы, ребята! Вы составили хорошие рассказы о книге. Как мудрые добрые друзья книги вводят нас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о Земле и Космосе, о жизни детей и взрослых, знакомят с миром природы. С помощью книг мы можем совершать интересные путешествия, познакомиться со сказками, стихами, загадками, пословицами и поговорками. Не зря говорится: «Книга - источник знаний».
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
- Ребята, что вам запомнилось больше всего? Что для вас было самым интересным? Незнайка хочет подарить Вам закладки для книг, ведь Вы ему сегодня рассказали так много о книгах. Ну а мы давайте расскажем ему наше стихотворение:
Книжка – умный, добрый друг,
Знает книжка всё вокруг.
Что, зачем, откуда, как
И о чём писал Маршак.
Чем питается верблюд?
Сколько лет киты живут?
Спросишь книжку, даст ответ,
У неё секретов нет.
1.                 Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. - Минск: Национальный институт образования, 2019. - 415 с.
2.                 Ребенок познает рукотворный мир: (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 232 с.
3.                 Развитие речи детей старшей группы (с использованием метода наглядного моделирования) : с приложением CD / сост. А. А. Гранова. — Минск : Зорны Верасок, 2017. — 111 с. + 1 электрон, опт. диск (CD).
4.                 Смолер, Е.И. Разитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагого учреждений дошкольного образования/ Е.И. Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2017 – 295 с.
5.  Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.


23 ноября - Родился Николай Носов (23 ноября 1908 — 26 июля 1976) - советский детский писатель, автор трилогии о Незнайке, сценарист

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. В молодые годы перепробовал множество занятий: был землекопом, косарем, возчиком бревен, торговцем газет. Проявил себя как любознательный и активный человек, интересовался радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Занимался музыкой, пением и игрой в шахматы. В 19 лет поступает в Киевский художественный институт, но через два года переводится в Московский институт кинематографии. После окончания института Носов занимается режиссурой учебных фильмов для Красной Армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом Красной Звезды. Известен он и как режиссер многих научно-популярных и детских мультипликационных фильмов. В 1938 году выходит в свет его первый рассказ для детей «Затейники». В годы Великой Отечественной войны он снял учебный фильм для танкистов, за который впоследствии получил Государственную премию. Позже он много пишет для детского журнала «Мурзилка». В 1945 году выходит первый сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли рассказы: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники». В 1949 году выходит его первая повесть для юного поколения, «Веселая семейка». Этот жанр продолжают «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». В 1952 году за свою литературную деятельность Носов был награжден Сталинской премией. Всенародной любовью пользовалась его трилогия сказок о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1969 году автор был награжден за нее Государственной премией РСФСР им. Н.К. Крупской. В более поздние годы выходят автобиографические произведения писателя: «Повесть о моём друге Игоре» и «Тайна на дне колодца». Николай Николаевич Носов умер в Москве 26 июля 1976 года, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы. Снято несколько художественных фильмов по киносценариям Носова: «Дружок», «Фантазеры», «Два друга», «Приключения Коли Клюквина». В 1997 году был создан мультфильм «Незнайка на Луне». В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н.Н.Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.